общественное движение «Городские решения» (dr_corner) wrote,
общественное движение «Городские решения»
dr_corner

Categories:

О круговом движении и английском слове "Roundabout"

Перекрестки с круговым движением мне всегда нравились. И как-то так получается, что они постоянно проскакивают у меня в постах (и про нарушителей-пешеходов, и про кольцо на Ставропольской, и про развязку там же). Круговое движение - штука простая, как тапок. К тому же, вполне эффективная. Казалось бы, что еще можно выдумать с круговым автомобильным движением? Но нет! Развитие не остановить! :) В журнале terrific_jams я встретил интересную штуку - следующее поколение круговых перекрестков. Даже сразу несколько поколений. И эффективность кругового движения можно увеличить, и безопасность повысить... В общем, представляю вашему вниманию изобретение западного мозга под названием "Roundabout". (Изобретение, надо признать, уже древнее, но до нас всегда медленно доходит :) ) Под катом про эту интересную штуку.

Оригинал взят у terrific_jams, но я немного поформатировал, местами текст в спойлеры закрыл, и обновил графику, т.к. часть потерялась от времени.

Вы любите круговые перекрестки? Лично я всегда их побаивался, т.к. на них нужна предельная концентрация: следить за перестроениями, за тем, чтобы правильно выбрать свою полосу и держаться в ней, что на круге гораздо сложнее, и еще при этом хорошо бы свой поворот не пропустить. А с концентрацией у меня не всегда хорошо. В общем воспринимал их как пережиток прошлого, когда можно было одному въехать на круг и не парясь проследовать к нужной дороге без какого либо стресса, т.к. машин мало было. В современных условиях - нет извольте, я лучше на светофоре постою.

[Предыстория. Как автор наткнулся на слово Roundabout]Но вот позавчера уже не помню зачем, но захотелось мне найти самое большое круговое движение в мире. Ведь чем больше круг, тем больше машин на него помещается, тем плавнее движения, тем менее критичны пересечения потоков при перестроении. Нашел вот такой кружище в Индии, который все-таки оказался не круговым движением, а просто закольцованным бульваром, но все равно круто выглядит.


После этого стал углубляться в тему круговых перекрестков и первым делом естественно полез в Википедию. Статья на русском довольно куцая, особенно если сравнить с англоязычной. Увидев слово roundabout, тут же вспомнил про ролик TomTom с Дартом Вейдером. Когда в первый раз смотрел, как раз удивлялся, что за раундэбаут он никак не может произнести...


Со словом roundabout открылся целый новый мир круговых перекрестков. Оказывается их несколько типов и то, что мы привыкли видеть у нас - называется Traffic Circle или Rotaries. A раундэбаутом (американцы называют их Modern roundabout) нынче зовутся несколько иные перекрестки. Их придумали в Англии в 60-х годах и стали потихоньку вводить на дорогах UK.

И они показали просто удивительные результаты по многим параметрам. По сравнению с обычным перекрестком количество серьезных столкновений, в том числе со смертельными исходами, сократилось на 80-90%, а в принципе количество аварий - на 40%. Пропускная способность на 15-20% выше чем у обычного кругового движения. Отлично справляется с повышенными нагрузками, не требует большого диаметра, удобнее для пешеходов, меньше вредных выбросов в атмосферу, не нужны светофоры и многое другое. Давайте уже посмотрим как он выглядит, должно быть что-то невероятное!

Ну да, я тоже посмотрел и думаю: это ж обычное круговое движение, в чем фишка-то? Копаюсь дальше и выясняется, что главное отличие в том, что на круг нельзя въезжать когда слева на круге есть помеха. Ну ок и сколько ты будешь ждать, пока все проедут? И тут до меня доходит, что машины, выезжающие с круга на дорогу в других точках на несколько секунд блокируют въезжающих. Этого как раз хватает, чтобы проехать двум-трем машинам в твоем направлении. То есть вероятность того, что на круге соберется пробка почти нулевая.

Другая причина его эффективности - отсутствие пересекающихся потоков. Это наглядно демонстрирует следующая схема.

Посчитайте, сколько пересечений на традиционном круге, где водителям нужно поменяться полосами. И посмотрите сколько их на раундэбауте. Ноль (если все четко следуют правилам). Ну просто сказка! Такие раундэбауты очень популярны в Великобритании, Центральной Европе, и постепенно набирают популярность в Америке. А вот в Голландии пошли дальше и, хорошенько упоровшись, придумали турбо-раундэбаут! Он еще на 20-30% быстрее и безопаснее своего прародителя. Выглядит вот так:
В этом месте у автора оригинального поста отсутствовала картинка, но я нашел видео. - прим. Г.К.

И фото живого представителя этой турбо-загогулины. - прим.Г.К.

Главное отличие - в форме центрального круга, который и не круг уже теперь, а какой-то резец. Зачем это нужно? На классическом раундэбауте не всегда понятно, куда автомобиль повернет с круга, и соответственно нужно ли тебе ждать пока он проедет перед тобой или можно уже стартовать, т.к. он поедет прямо, не мешая тебе. В турбо-перекрестке этот недостаток устранили и более того - сделали защиту от дурака при въезде сразу на вторую полосу перекрестка для поворота налево и разворота. Теперь там физическое ограждение, следишь только за одной полосой. В результате меньше тупежки - быстрее проезд.

Вот так вот, пока мы тут светофоры настраиваем и поворотные карманы делаем, голландцы уже построили сотню турбо-перекрестков, которые имеют пропускную способность на 50% выше, чем типичный перекресток со светофором.

Но несмотря на то, что по всему интернету есть куча сайтов, пропагандирующих раундэбауты, а некоторые институты, изучающие транспортные проблемы, настоятельно рекомендуют строить только такие перекрестки, также есть и много отзывов, в которых люди ненавидят раундэбауты. Почему?

Наверняка некоторые уже догадались, главная причина ненависти в тех нескольких секундах, за которые надо успеть выехать на круг, пока слева никого нет. А вторая - то, что на круге перестроения запрещены, поэтому нужно занять свой ряд заранее. Посмотрите на схемах выше, у раундэбаута есть знаки движения по полосам. Правая полоса - прямо и направо, левая - прямо, налево и разворот.

Чтобы понять, насколько это проблематично, давайте посмотрим видео с раундэбаутом и как происходит движение на нем.


Не знаю, как вы, а я не вижу никаких проблем. По сути обычный выезд на дорогу из двора, даже смотреть удобнее. Что касается движения по полосам, опять же - обычный выбор полосы, как и перед перекрестком. Так что видимо жалуются новички. Их можно пугать британским Magic Roundabout (кстати, местные говорят, что очень удобно):

Ну и еще что хотелось показать - это специальный центральный круг для больших грузовиков. Тут комментарии излишни, все на видео:


Вот такой он интересный, этот раундэбаут. И в целом я свое отношение к круговому движению пересмотрел, крутая и эффективная штука почти без минусов. Буду продвигать эту тему в массы.
Tags: автомобильное, дороги, ликбез
Subscribe

  • Наземка: итоги 2018 года

    Прошлый 2017 год был для проекта «Наземка» весьма оптимистичным: мэрия публично поддержала проект, совместно с СКЖД были выбраны…

  • Круглым, как Москва

    Премию «Урбанист года-2017» в срочном порядке получает губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Вчера он предложил…

  • Пешком от трамвая к стадиону «Краснодар»: улица Жлобы

    фото Ярослава Потапова Это заключительная часть нашей прогулки с мэром Евгением Первышовым от трамвайной остановки «ул.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Наземка: итоги 2018 года

    Прошлый 2017 год был для проекта «Наземка» весьма оптимистичным: мэрия публично поддержала проект, совместно с СКЖД были выбраны…

  • Круглым, как Москва

    Премию «Урбанист года-2017» в срочном порядке получает губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Вчера он предложил…

  • Пешком от трамвая к стадиону «Краснодар»: улица Жлобы

    фото Ярослава Потапова Это заключительная часть нашей прогулки с мэром Евгением Первышовым от трамвайной остановки «ул.…