общественное движение «Городские решения» (dr_corner) wrote,
общественное движение «Городские решения»
dr_corner

Мэрия Краснодара и МУП «КТТУ»: конфликт по Станиславскому

В Краснодаре зреет конфликт, уже вышедший на краевой уровень. Основной городской перевозчик МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» в очередной раз лишился директора. Подали заявление об уходе руководители и сотрудники некоторых служб. Идут массовые сокращения в мастерских по ремонту подвижного состава. На днях может прекратиться работа автобусных маршрутов: у предприятия закончились деньги на бензин. Что вообще происходит, кто виноват и что делать?


фото Сергея Долгополова

До 2015 года МУП «КТТУ» редко попадало в новостные хроники — и поводы для этого были в основном положительные. Открывались новые троллейбусные линии, закупался и ремонтировался подвижной состав. Да, были трудности с выдачей зарплаты, руководству управления приходилось принимать непопулярные решения, но предприятие работало более-менее стабильно.

Проблемы начались в 2015 году, когда КТТУ навязали 98 «олимпийских» автобусов вместе с немалыми лизинговыми платежами. Планировалось, что город и край будут участвовать в их оплате, но об этом быстро забыли. Вдобавок новая команда управленцев не смогла поладить с налоговой службой, которой предприятие задолжало крупную сумму.

Откуда взялся долг? Дело в том, что город и край устанавливают правила игры для перевозчиков: стоимость проезда (обычно ниже себестоимости) и льготных проездных абонементов (в пересчёте на поездки, ещё ниже стоимости проезда). Для компенсации выпадающих доходов транспортным компаниям положены субсидии, но их выплачивают не всегда: бюджет дефицитный, денег на всё не хватает.

На чём могут экономить транспортники, чтобы сводить концы с концами? Частники платят налоги по упрощённой схеме, выдают водителям минимальную зарплату, остальное — «чёрным налом». МУП так поступать не может. У КТТУ три основных статьи расхода: зарплата сотрудникам, оплата электроэнергии и ГСМ, налоги. Не выплатишь зарплату, не оплатишь бензин и электричество — завтра город встанет. С налоговиками же получалось договориться — до поры, до времени.

И вот эта пора наступила. В 2016 году за неуплату предприятием налогов были заведены уголовные дела на руководителей МУП «КТТУ»: Анатолия Панина, работавшего до 2015 года, Николая Мельникова, недолго исполнявшего обязанности директора, и нового директора Алексея Князева. Счета предприятия были арестованы. Долг начал постепенно выплачиваться, но из-за этого пришлось экономить на всём. Прекратились программы развития (модернизация старых вагонов, плановая замена крупных участков контактной сети и прочее), «заморозились» оклады работников. Отдавать долг налоговикам пришлось из выручки. Часть долгов перед КТТУ (за перевозку льготников плюс межтарифная разница) была погашена, другая часть — попросту списана. Лизинговые платежи из бюджета не возмещались.

Периодически счета предприятия открывались, и доступные средства шли как на «поддержание штанов», так и на некоторое развитие. КТТУ приобрело в рассрочку новый трамвай «Витязь» и продолжило жизненно важные процессы: ремонт вагонов и троллейбусов, а также капитальный ремонт пути.

К весне 2017 года сменилась властная верхушка города и отрасли: мэр, заммэра, курирующий транспорт, директор департамента транспорта, директор МУП «КТТУ». Новые люди пришли в предприятие со знаменитым изречением Станиславского: «Не верю!» — почитайте официальные пресс-релизы марта-апреля 2017 года. Начался активный поиск причин убыточности КТТУ, и эти причины — несмотря на то, что они на поверхности и многим известны — стали искать в сотрудниках предприятия. Значительно увеличился штат службы безопасности (раньше её просто не было), начались очередные проверки бухгалтерской отчётности, закупок и прочего (они и до этого проводились регулярно, но ничего криминального не выявили). У нового руководителя администрация в очередной раз потребовала оптимизировать (читайте — сократить) штат сотрудников.

Для обслуживания Кубка Конфедераций в Сочи были закуплены ещё 60 автобусов. Снова в лизинг. Снова с оформлением на МУП «КТТУ». С оплатой из бюджета региона — но только в этом году, за последующие годы по понятным причинам никто гарантии не даёт.

Началось сокращение сотрудников. Первые «жертвы» — рабочие мастерских, отвечающие за ремонт и без того изношенной техники, а также инженерно-технические работники. Удар по самому больному месту: найти новых людей на те зарплаты, что платят в КТТУ, потом будет нелегко.

Ситуация на начало июля 2017 года такова. По Краснодару ходят неокрашенные трамваи, троллейбусы и автобусы (город потребовал снять всю рекламу, у депо нет денег на краску). Профсоюз написал коллективное письмо в защиту предприятия. Новый директор Иван Полухин подал заявление об уходе по собственному желанию. Счета МУП «КТТУ» в очередной раз заблокированы. 7 июля из-за нехватки денег на оплату ГСМ на маршруты не вышла часть автобусов. Что будет дальше? Прекращение работы муниципального транспорта? Выход сотрудников предприятия на массовый митинг? Может быть, к ним присоединятся и пассажиры, не дождавшиеся своего трамвая, троллейбуса или автобуса?

На вопрос: «Кто виноват?» мы отвечать не будем. Это не конструктивно, да и ответственность у нас давно коллективная, то есть никакая. Лучше задумаемся над вопросом: «Что делать?» — это важнее, чем искать виноватого.

Во-первых, нужно выбрать нового руководителя предприятия. Причём не кулуарно, а собранием коллектива МУП «КТТУ». Прошлый раз такие выборы состоялись в 1989 году, и их победитель, Анатолий Панин, стал директором на долгие 26 лет, пережил вместе с предприятием очень тяжёлые времена и вывел его в передовые в России. Электротранспорт — отрасль с очень сложной спецификой, и приход на руководящую должность человека со стороны может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому нужно выбирать «своего» человека. И дело не в круговой поруке, а в том, что без узкоспециальных знаний директор попросту не сможет правильно управлять транспортным предприятием из 4000 сотрудников, обслуживающим миллионный город.

Во-вторых, город и край обязаны взять на себя оплату лизинговых платежей за новую технику. Это позволит уменьшить финансовую нагрузку на КТТУ, постепенно расплатиться с кредиторами и начать развиваться. Для справки: до 2015 года все новые трамваи, троллейбусы и автобусы покупались за счёт бюджетов города, края и РФ, не в лизинг.

В-третьих, городская власть должна перестать работать в угоду коммерческим автоперевозчикам. Ещё одна причина финансового кризиса в ТТУ — засилье частных компаний на тех направлениях, что раньше обслуживались троллейбусами. Нужна жёсткая политика разделения маршрутов и пассажиропотоков, которая будет обеспечивать прибыль муниципальному предприятию.

В-четвёртых, для дальнейшего развития транспортной системы Краснодара нужно принять программу развития и чётко её выполнять. Тут даже придумывать ничего не надо: в начале 2010-х годов была утверждена программа «Краснодару — столичный облик», в которой были прописаны этапы обновления транспортного парка и сроки строительства новых линий. Если бы её не свернули, мы бы сейчас ездили только на новых или качественно отремонтированных трамваях и троллейбусах, но фактически программу выполнили на 100% только в 2013 году, после чего — закрыли.

Для начала этого достаточно. Цель у всех нас — пассажиров, общественников, специалистов транспортной отрасли, городских руководителей — одна: получить удобную и комфортную систему городского транспорта. Так, может быть, стоит взяться за дело, разрубить гордиев узел проблем, как предложено выше, и начать работать на дальнейшее развитие?

P. S. После того как стало известно об увольнении Ивана Полухина, коллектив предприятия подписал ещё одно обращение, на этот раз на имя мэра и губернатора, с просьбой разобраться в ситуации. Буквально на следующий день городские чиновники посетили МУП «КТТУ» и обсудили с сотрудниками депо, мастерских и других служб сложившееся положение дел. Хочется верить, что такой диалог позволит власти понять весь масштаб бедствия, заложниками которого могут стать сотни тысяч горожан и гостей Краснодара.
Tags: КТТУ, автобус, безответственность, бюджет, мэрия, трамвай, троллейбус, управление транспорта, экономика
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments